Кто не мечтает иметь все нужные магазины, что называется,
"за углом"?
   Это не фантазия. Летом 2002 года вышло постановление правительства
Москвы о стабилизации цен, одним из пунктов которого был эксперимент
в Южном округе по строительству магазинов "шаговой доступности".
О ходе реализации эксперимента рассказывает начальник управления
потребительского рынка и услуг префектуры ЮАО Татьяна ШИМКЕВИЧ.
   - Предложение создать комплексы "шаговой доступности" исходило
от департамента потребительского рынка и услуг правительства
Москвы. Большую заинтересованность проявил также префект ЮАО
Петр Бирюков, который предложил наш округ для эксперимента.
   - С чего все началось?
   - Собрались представители всех заинтересованных структур.
На основании собранных данных была разработана схема размещения
магазинов "шаговой доступности". Получилось, что округу не хватает
239 магазинов, и если в Братеево следует построить только один
комплекс, то в районах Москворечье-Сабурово, Царицыно и Южном
Чертаново - больше 20 в каждом. В округе проживает 1,2 млн человек,
а с учетом гостей можно смело считать, что 2 миллиона. Конкретно
по районам планируется построить объекты, объединяющие торговлю,
бытовое обслуживание и общественное питание.
   Кстати, обеспеченность бытовыми услугами в среднем по Москве
довольно низкая. При разработке проекта учитывалось, на какой
территории чего не хватает. Комплексы будут отличаться по своему
функциональному содержанию. В каждом случае будет прописан и
закреплен профиль деятельности комплексов. Это позволит избежать,
к примеру, превращения мастерских по ремонту обуви в игровые
залы. Кстати, проблема очень актуальна в районах, примыкающих
к центру города. Тут явно не хватает продовольственных магазинов.
Есть все, что угодно: мебель, сантехника, салоны модной одежды,
но хлеб и молоко подчас купить негде.
   - Что уже делается по воплощению проекта в жизнь?
   - Недавно прошла коллегия префектуры, где каждая служба представила
отчет о проделанной работе. Проведен конкурс для отбора организаций,
которые будут участвовать в этой программе. Победителями стали
три предприятия, которые представили свои концепции по созданию
комплексов "шаговой доступности". В числе основных выводов, к
которым мы пришли, - необходимость построения магазинов "шаговой
доступности" по сетевому принципу. Что это значит? В Москве есть
примеры развития сетевых структур: "Седьмой континент", "Перекресток",
но все это большие супермаркеты, рассчитанные на средний класс.
Ниша магазинчиков "для всех", расположенных в жилых районах,
где физически нет места для супермаркета в 2-3 тысячи кв. м,
свободна. Практика показывает, что работа магазинов в одиночку
не настолько успешна. Это связано с тем, что когда предприниматель
покупает товар маленькими партиями для маленького магазинчика,
он не может купить непосредственно у производителя. А при наличии
посредника сразу возрастает цена. Для того, чтобы маленькие магазины
были прибыльны, сеть из 15-20 магазинов должна иметь свой распределительный
центр, маленькую базу, свой транспорт.
   Одна из трех организаций, победивших в конкурсе, "Гарант-Инвест"
- представила именно такую концепцию. Фирма является холдингом,
который включает в себя и банк, и строительную организацию, и
торговую сеть. Соответственно, у них есть собственные средства
для финансирования проекта, есть возможность без посредников
заниматься строительством, а уже отстроенные помещения самим
же использовать.
   Объекты, построенные двумя другими строительными предприятиями,
будут "заселяться" по конкурсу. Уже сейчас многие малые предприятия
округа проявляют интерес к проекту "в шаговой доступности". К
примеру, сразу два торговых предприятия "Ди Арт" и "Хикс", работающие
на улице Борисовские пруды, активно подхватили идею. По словам
директора фирмы "Хикс" Олега Беспалова, многопрофильные комплексы
будут не только удобны для жителей, - они станут центрами микрорайона,
а для предпринимателей выгода в том, что есть возможность сформировать
общность "своих" покупателей, обеспечить индивидуальный подход.
Кстати, фирма "Хикс" работает в районе уже шесть лет, и ее руководитель
заявляет, что не боится конкуренции с магазинами, работающими
по сетевому принципу, поскольку уверен в "верности" своих потребителей.
Кто бы ни победил в конкурсе: сеть или индивидуальный предприниматель,
они должны располагать программой, отвечающей основным целям
проекта. Префектура будет заключать с магазинами договора, предусматривающие
льготное обслуживание социально незащищенных категорий населения.
Таким образом, магазины "шаговой доступности" станут также и
формой поддержки ветеранов и инвалидов.
   Малые предприятия округа возьмут на себя и бытовые услуги
в комплексах "шаговой доступности". При этом условия аренды для
них будут достаточно льготными. Кстати, ремонт обуви как вид
деятельности в Москве практически исчез именно потому, что нет
возможности снимать недорогие помещения.
   - Когда откроются первые комплексы?
   - Программа является приоритетной. Планируется открыть первые
магазины уже осенью.